01.03.2016

Разные Люди: Понять.Принять.Помочь

Актуальность программы

Жизнь-это медленное пламя,

Которое горит лишь раз,

Своими щедрыми дарами

Нас осыпая каждый час.

Жизнь вся-любовь к цветам и травам,

Дождю и снегу, свету дня,

Кто скажет, по какому праву

Жизнь эта выбрала меня?

Как трудно мне – никто не знает,

И сколько скорби на плечах...

Но дивно музыка играет

На жизни солнечных лучах!

О, Родина, не знаю, как мне быть,

Как справиться с нелепою судьбою?

Мне хочется не просто быть, а жить,

Забыв про боль, не ведая покоя!

Мне хочется в родном моём краю

Сажать сады, пахать весною поле.

И я тебя, как сын, сейчас молю:

Мне сладить помоги с тяжёлой болью!

 

Эти слова принадлежат Мешкову Денису – победителю II Всероссийского фестиваля поэтического творчества детей-инвалидов и Ильину Алексею – стипендиату Всероссийского детского фонда. Во время прочтения этих и других подобных стихотворений начинаешь понимать двойную боль детей-инвалидов, живущих в интернатах. Когда видишь, как они бережно заботятся друг о друге, как помогают младшим деткам приобрести навыки общения с внешним миром, как переживают за родителей, которых никогда не знали, задумываешься – а по какому праву большая часть нашего т.н. «здорового общества» в «лучшем случае» сторонится инвалидов? Может все это из-за того, что россияне просто не знают как себя вести с людьми с ограниченными психическими и физическими возможностями, не понимают их внутреннего мира, не верят в их способности? Мы хотим исправить эту ситуацию, поэтому и разработали программу «Разные люди: Понять, Принять, Помочь» с целью формирования неравнодушного отношения общества к людям-инвалидам, основанного на православных традициях.

Как не прискорбно это звучит, но сегодня инвалиды в нашей стране являются одним из самых незащищённых слоёв населения.

Рождение ребенка-инвалида в семье делит жизнь членов этой семьи на «ДО» и «ПОСЛЕ». И если «ДО» - это: жизнь, перспективы, образование, то «ПОСЛЕ» – отчаяние, невостребованность, стыд, часто распад семьи. Столкнувшись с серьезными проблемами со здоровьем, люди оказываются один на один с тяготами жизни. Чувство невостребованности угнетает, не дает инвалидам и членам их семей жить полноценной жизнью.

Имея детей с определёнными диагнозами (детский церебральный паралич, болезнь Дауна и другие ограничения физических и психических возможностей) родители просто вынуждены прятать детей дома, ограждая их от жестокого внешнего мира, боясь, что они будут объектами для насмешек, или, как минимум, ловить на себе взгляды, горящие нездоровым любопытством.

Сталкиваясь с этими и многими другими проблемами, бывает, семьи отказываются от таких детей, что является большой трагедией, как для родителей, так и для самих больных детей.

Мы ставим своей задачей, создать для таких семей (как для детей, так и обязательно для самих родителе) среду общения, ликвидировать социальный вакуум между ними и «здоровым» обществом. Сделать востребованными результаты труда. Сформировать культурное пространство для реализации творческих способностей. Научить членов молодой семьи, в которой родился ребенок-инвалид, справляться с трудностями.

При реализации нашего проекта мы не будем просто «говорить со здоровыми детьми о детях-инвалидах». Целью долгосрочной программы «Разные люди: Понять, Принять, Помочь» является изменение мнения и отношения общества к людям с ограниченными физическими и психическими возможностями, основанное на православных традициях. С помощью реализации проекта мы покажем, что это не такие люди, которых надо обходить стороной или просто «сочувствовать издалека». Мы говорим о том, что все люди «РАЗНЫЕ» - одни слышат как большинство, а вторые «по-другому», одни видят как большинство, вторые – «по-другому», одни ходят так, а «другие» иначе, «по-другому». И все, ничего сверхъестественного! У всех есть сердце, душа, чувства и переживания. И те, и другие люди талантливые и могут внести в жизнь друг друга значительный вклад.

Проект рассчитан на детей и молодежь с ограниченными физическими возможностями, членов их семей - с одной стороны, а также на здоровых детей, молодежь, членов их семей - с другой стороны с целью объединения их интересов, оказания взаимопомощи, создание результатов совместной деятельности.

Нам важно помочь родителям и школе воспитать ребенка душевно щедрым, благодетельным, толерантным, для того, чтобы мир наш становился более добрым, чтобы люди научились слышать друг друга, доверять друг другу, помогать слабым и обездоленным.

Не только здоровый человек может помочь больному, но и наоборот. Больной чаще своих сверстников проявляет волю к жизни, любовь к окружающим, уважение к своим родителям, и много других положительных качеств, о которых иногда «забывают» современные дети, молодые люди и, к сожалению, взрослые…

Краткая аннотация

Для эффективного достижения целей и задач будет проведена работа по созданию добровольческого клуба, в рамках которого участники раскроют свои творческие, спортивные, интеллектуальные способности. На встречах пройдут беседы со священнослужителями на различные интересующие ребят православные темы. Вместе со здоровыми детьми и молодежью дети-инвалиды будут создавать картины, закладки, сувениры, используя разные техники вышивания, которым их обучит опытный педагог, а также научатся изготавливать игрушки из лоскутков ткани и фетра, из бисера и пуговиц. Ребята станут петь, танцевать, играть в спектаклях, научатся быть добрее друг другу и окружающему миру, а весной все участники высадят клумбу с цветами, за которой будут ухаживать на протяжении всей программы.

В рамках проекта планируется снять фильм о жизни детей-инвалидов и членов их семей, провести конкурс эссе и рисунков среди школьников, организовать паломнические поездки по святым местам и много другой интересной работы в целях оказания действенной помощи в улучшении социального положения людей с ограниченными физическими возможностями.

Содержание программы

Для эффективного достижения целей и задач программы будет проведена следующая работа.

Выделим основные направления деятельности при реализации программы

  • Методическая деятельность (разработка анкет и тестов, буклетов и др.)
  • Информационная деятельность (выпуск короткометражных фильмов, буклетов, информационных бюллетеней, встречи со школьниками, их родителями и др.)
  • Организационная деятельность (проведение конкурса рисунков и эссе, выставок произведенных творческих работ, организация тематических вечеров, паломнических поездок и др.)
  • Практическая деятельность (изготовление сувениров с использованием православных сюжетов, платков и юбок для посещения мирянами храмов и др.для распространения их через приходы Курской области и участия в выставках)

1. Подготовительный этап:

- Создание рабочей группы, которая будет осуществлять следующую работу:

  • работа по взаимодействию с комитетом по делам молодежи и туризму Курской области, управлением молодежной, семейной и демографической политики г.Курска, комитетом социального обеспечения Курской области, департаментом по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области, комитетом здравоохранения Курской области, комитетом образования и науки Курской области, комитетом образования г.Курска, депутатами Курского городского Собрания, Курской областной Думы, общественными объединениями Курской области, учебными заведениями - работа со статистической информацией, обмен мнениями, консультирование подписание договоров о сотрудничестве, составление базы данных.
  • разработка плана совместной деятельности с Курским епархиальным управлением РПЦ, молодежным отделом Курской епархии, молодежным православным движением «Знамение», воскресными школами;
  • подбор привлекаемых специалистов – педагоги-психологи, бухгалтер, педагог-организатор, работа с ними над проблематикой, темой программы;
  • составление, печать и отправление писем в адрес отобранных для работы семей;
  • разработка анкет, тестов;
  • изготовление единой формы для участников проекта;
  • подготовка помещения для работы добровольческого клуба и другая работа

Далее работа будет проводиться поэтапно и опираться на три основных принципа: ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ. Эти три принципа, как три шага навстречу, должны инициировать и воплотить в жизнь члены нашей организации, добровольные соучастники программы.

 

2. Основной этап - «ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ»

Работа в семьях.

В марте в семьи будут отправлены письма, в котором будут отражены основные идеи программы и приглашение на встречу.

Первая встреча планируется только с родителями, совместно с психологами, для краткого ввода в суть проекта; проводится анкетирование родителей (опекунов), с целью лучше узнать каждого конкретного ребёнка, его особенности, и способности, а также выявить особые пожелания, требования и инициативы родителей в отношении данной программы.

После встречи с родителями (опекунами) педагоги-психологи и педагог-организатор посещают детей дома с целью определения особенностей условий жизни, окружения. Проводится тестирование детей дома, что поможет в ненавязчивой атмосфере лучше узнать самого ребёнка, выявить именно его, может скрытые от родителей, психологические проблемы, подготовить его к будущему участию в программе.

Педагоги-психологи заводят на каждого ребенка карточку.

Таким образом, ребенок становится «ДРУГОМ» реализующейся программы.

Съемка фильма.

По результатам бесед с детьми, родителями, их друзьями, после проведенных консультаций с компетентными лицами, мы будем снимать короткометражные фильмы, посвященные жизни детей-инвалидов и членов их семей по конкретному заболеванию (1-2 в год) с последующим показом по телевидению, в школах, которые и будут основной направляющей в реализации первого шага: ПОНЯТЬ.

Мы ставим своей задачей, дать ПОНЯТЬ зрителю, как это прожить час-день-жизнь – с диагнозом, например, болезнь Дауна ребёнку, его маме и папе, его дедушке и бабушке.

Также, в течение всего периода реализации проекта будет составляться фото и видеоархив. В заключении будет изготовлен буклет.

Работа в школах.

При просмотре этих фильмов в школах (их целесообразно совмещать с беседой с детьми до и после просмотра), школьникам будет дано задание нарисовать рисунок или написать эссе на конкурс по темам:

  1. «Мой друг другой. В какую игру я могу с ним играть?» (другой от слова друг).
  2. «Я гуляю на улице, а ДРУГОЙ ребёнок смотрит на меня в окно. Я могу ему помочь».
  3. Другие темы.

После предварительного договора с руководством школ и учителей по технологии, школьники на данном уроке будут, обучаясь, выполнять просьбу «ДРУЗЕЙ» - изготовление заготовок из дерева в форме яиц, деревянные рамки, размножать и вырезать шаблоны из фетра и ткани и пр., для дальнейшего использования данных заготовок «ДРУЗЬЯМИ».

Желающие школьники смогут присоединиться к добровольческому клубу и посещать его для создания совместных работ, общения с «ДРУЗЬЯМИ». Таким образом, формируются группы для реализации совместных мероприятий уже вместе со здоровыми детьми.

В ходе этой работы реализуются два других шага: ПРИНЯТЬ - в данном случае перестать сторониться и бояться, быть терпимыми и ПОМОЧЬ, т.е подарить радость общения и дружбы.

Добровольческий клуб «Разные люди»

Работа будет организована в формате дружеских посиделок с чаепитием и обязательными беседами со священнослужителями. Каждая встреча будет посвящена определённому событию или православному празднику. Иногда, если того будет требовать объем поставленных задач, теме может быть посвящено несколько вечеров. Обязательно будем праздновать День Ангела каждого ребенка.

Одно из направлений работы по социальной адаптации и востребованности больных детей и молодежи - это организация посильного труда. Причем к работе будут активно привлечены и родители и добровольцы.

Встреча проходит по следующей схеме – подается чай, совместно со священнослужителем идет обсуждение предстоящего (за 1,5-2 месяца) православного праздника, разрабатываем дизайны будущих работ, посвященные тому или иному православному празднику, непосредственно изготавливаем выбранный продукт.

«ДРУЗЬЯМ» и их родителям (в зависимости от диагноза) будут предложены для выполнения посильной работы несколько вариантов – создание картин, закладок, игрушек, используя разные техники вышивания, из лоскутков ткани и фетра, из бисера, пуговиц и др, изготовление игрушек, шитье платков и юбок (для посещения церкви) и другие виды работ в зависимости от способностей и возможностей детей и их родителей. К Пасхе мы обязательно воспользуемся деревянными заготовками, вырезанными школьниками.

Маленькие дети могут оказывать посильную помощь родителям (разделить нитки, вдеть нитку в иголку, вырезать канву), или даже просто находиться рядом. Шитье платков и юбок (для посещения церкви), вышивание открыток, закладок для книг с церковной тематикой с последующей реализацией в православных приходах г.Курска и Курской области, должно стать основой, для воплощения в жизнь третьего шага: ПОМОЧЬ.

Весной все участники высадят клумбу с цветами за которой будут ухаживать на протяжении всего проекта.

Реализация изготовленной продукции.

По договору с Курским Епархиальным Управлением РПЦ в православных приходах г.Курска и Курской области будет изготовлена витрина, на которой будут выставлены результаты труда совместной деятельности добровольческого клуба со значком «Возьмите в свой дом частичку доброты от детей-инвалидов» и рядом будет стоять ящик для сбора пожертвований. Юбки и платки будут распределены среди храмов области для свободного пользования ими жителей и гостей нашего региона. Данная акция проводится для того, чтобы любая женщина в любое время смогла прийти в церковь, не взирая на то, что сегодня она вышла на работу в брючном костюме и к тому же не захватила платочек.

Также ребята-добровольцы примут участие со своими работами в выставках («Коренская Ярмарка», учебные заведения, предприятия и др.). Проведут информационную компанию среди жителей области.

Средства, вырученные от продажи изделий, будут расходоваться:

- на организацию паломнических поездок

- пожертвования на реставрацию храмов

При этом важно пояснить, что мы понимаем, что денег, заработанных детьми, не будет хватать на организацию поездки. И что вклад в реставрацию храма – это копейки. Самое главное, для нас, дать почувствовать каждому ребёнку, подростку инвалиду, что он может приносить пользу своей семье, храму, обществу в целом, т.е. быть востребованным в жизни, дать поверить в себя, в собственные силы, ну и естественно показать, что он не останется один на один со своей проблемой. А целиком поездки будут оплачены из основных привлеченных средств.

3. Заключительный этап

Выпуск буклета. Изготовление фильмов.

Проведение заключительной встречи со всеми участниками проекта, на которой будут подведены итоги реализации проекта, состоится демонстрация ролика о совместной деятельности, обмен мнениями, пожеланиями, критическими замечаниями и пр.

Организационное совещание рабочей группы совместно с психологом и педагогами – итоги, мнения, критика, корректировка программы – составление плана на следующий этап программы.

Ожидаемые результаты реализации программы

Мы будем считать, что деятельность по программе достигла цели, когда дадим возможность обществу «ПОНЯТЬ» как живут семьи, в которых растет ребенок-инвалид, как они справляются со всеми препятствиями, как ждут поддержку и понимание со стороны окружающих их людей, а так же когда поможем раскрыть внутренний мир и способности инвалидов и здоровых детей через прямое общение со школьниками и их родителями, наших добровольцев, священнослужителей, через телевидение, Интернет.

Для осуществления устойчивого развития и получения стойкого положительного эффекта от реализации данной программы, работа должна проводиться постоянно, корректироваться с учётом изменяющихся обстоятельств, развиваться по нарастающей, привлекая всё большее количество людей для того, чтобы в дальнейшем сделать программу интереснее, полезнее, а результаты работы более значимыми.

Благодаря запуску программы, во второй год реализации мы перейдем на новый этап ее развития.

Мы сможем создать уже по две группы добровольческого клуба «Разные люди» для детей с разными заболеваниями, способностями, возможностями. Группы будут мельче, что позволит эффективнее работать с каждым ребенком. Вместе с тем, ребята смогут навещать друг друга, сравнивать результаты деятельности, делиться знаниями, обмениваться мнениями.

Посетим и проведем конкурсы эссе и рисунков во всех школах г.Курска, а через год и в области. Организуем фестиваль творчества инвалидов. Создадим секцию рукопашного боя.

Обязательным будет продолжение съемки фильмов по каждому заболеванию. Сюда присоединим газету или информационный бюллетень (в зависимости от количества финансовых средств) со страниц которой можно будет узнать о достижениях участников, их эмоциях, а также более подробную информацию, полученную при съемке фильмов. Газета будет распространяться безвозмездно среди жителей области через православные приходы, объекты социальной сферы, торговые точки и пр.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить